Конечно, для такого направления возможны к применению различные налоговые режимы: ОСНО, УСН, налог самозанятых. Патент применять в онлайн-торговле нельзя (пп.1 п.3 ст.346.43 НК РФ).
В розничной торговле продавец обязан при передаче товара покупателю выдавать - бумажный или электронный. При этом, если вся деятельность предпринимателя это торговля только на маркетплейсах, то кассовый аппарат можно не приобретать: чеки будет выдавать площадка (обычно, через оператора фискальных данных).
Маркетплейсы формируют отчетные документы по продажам и отправляют их в личный кабинет продавца — как правило, в начале месяца за отчетный месяц. На многих площадках сопроводительные документы — например, накладные на передачу товара или транспортные накладные можно сформировать прямо в личном кабинете. Передача юридически значимых документов происходит у некоторых площадок через операторов электронного документооборота, у других — через собственный портал.
Вот список документов, которые понадобятся продавцу при торговле на маркетплейсах:
-
отчет комиссионера о реализации — здесь прописаны суммы и даты продаж;
-
УПД или накладная и счет-фактура с размером комиссии — поскольку маркетплейсы работают на ОСНО, они выделяют НДС в сумме комиссии, и продавцы, которые тоже применяют основную систему, могут принять этот НДС к вычету;
-
акт выполненных работ — в этом документе прописаны все услуги маркетплейса и их стоимость: доставка, хранение, упаковка и пр.;
-
транспортная накладная — ее формирует продавец при отправке товара;
-
УПД или накладная и счета-фактура — здесь отражается передача товаров на склад маркетплейса;
-
акт приемки — здесь закрепляется передача товаров, перечисленных в УПД или накладной.
Кроме этих документов маркетплейсы могут передавать и другие, которые бывают нужны для аналитики или при нестыковках в учете продавца и площадки: расшифровку отчета комиссионера о реализации, акт сверки расчетов между продавцом и агентом, акт о расхождениях.
Маркетплейсы работают с продавцами по агентскому договору, который регулируется гл. 52 ГК РФ. Когда продавец регистрируется на площадке и оформляет личный кабинет, в нем он принимает оферту, опубликованную на сайте. С этого момента договор считается заключенным: маркетплейс становится агентом, а продавец — принципалом, даже если этих терминов нет в оферте. Агент совершает продажи от лица принципала за вознаграждение — агентскую комиссию.
При этом с юридической точки зрения товары реализует принципал за свой счет, маркетплейс лишь посредничает. Это значит, что почти все проводки в бухучете и операции в налоговом учете будут обычными. Разница заключается в том, что при передаче товаров на склад площадки они еще не проданы, но их уже нельзя учитывать как товары на складе владельца, так что их себестоимость на период до продажи фиксируют на счете 45 «Отгруженные товары».
Еще одно отличие: при расчетах с маркетплейсом нужно будет ппроводить суммы за товары и агентскую комиссию. Для этого к 76 бухсчету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» заводят два субсчета: 76-т для операций, связанных с товарами, и 76-к для операций, связанных с комиссиями агенту. Субсчета нужно отразить в учетной политике компании.
Если вы применяете ОСНО, то сможете принимать к вычету НДС в составе комиссий маркетплейсу, и вам понадобятся сведения об НДС в составе проданных товаров, которые комиссионер указывает в УПД или счетах-фактурах после продаж.
А еще при продажах бывают возвраты, с которыми маркетплейс разбирается самостоятельно. Кроме того, если продавец оплачивает услуги площадки, их тоже нужно отражать в учете в дополнение к основным проводкам. Все эти нюансы можно найти в акте выполненных работ и расшифровке отчета комиссионера о реализации.
Бухгалтерский учет при УСН будет вестись аналогично ОСНО — за исключением проводок по НДС. Выделять этот налог из сумм не нужно, принять его к вычету из вознаграждения агенту не получится.
При расчете налога доходом считается вся стоимость проданного товара, включая комиссию, даже если маркетплейс удерживает вознаграждение сам и переводит выручку уже без него. Доходы и расходы на упрощенке нужно учитывать кассовым методом — на момент поступления денег или их списания.
Если вы аккуратно ведете учет при работе с маркетплейсами, то в нем отражаются все операции по продажам, оплате услуг площадок и по вознаграждению агенту. Из учета все эти сведения попадают в декларации и отчеты, предусмотренные вашей системой налогообложения. Сдавать дополнительную отчетность при торговле на маркетплейсах не нужно.
По материалам КонтурБухгалтерия, https://www.b-kontur.ru/