Как изменится воинский учет с ноября 2024 года: электронный реестр и отчетность через интернет
С 1 ноября сведения по воинскому учету нужно сдавать в электронной форме через интернет. С этой же даты начнет функционировать электронный реестр, куда и будут загружаться отчеты работодателей. При этом в законе нет четкого ответа на вопрос, сохранится ли возможность отчитываться на бумаге. А контролирующие органы разъяснений пока не дают.
Какие работодатели должны вести воинский учет
Воинский учет (ВУ) обязателен для организаций, в штате которых есть хотя бы один сотрудник, относящийся к любой из следующих категорий (п. 14 положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.06 № 719; далее — положение № 719).
-
Призывники: мужчины в возрасте от 18 до 30 лет, обязанные состоять на ВУ и не пребывающие в запасе.
-
Военнообязанные (неофициальное название — «запасники»): мужчины в запасе, выпускники федеральных ВУЗов с военной кафедрой, женщины с военно-учетными специальностями и проч.
Внимание!
Если в компании нет ни одного призывника или «запасника», ВУ можно не вести.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них ВУ необязателен. Это следует из пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ). В этой норме указано, кто должен вести ВУ. Предприниматели в ней не упомянуты. Правда, несмотря на это, военкоматы нередко требуют от ИП вести воинский учет.
Работа с электронным реестром
Одна из составляющих ВУ в организации — это передача сведений в военный комиссариат.
До сих пор сведения нужно было передавать на бумаге. Правда, летом прошлого года за военкоматами закрепили обязанность вести электронный реестр воинского учета. Тогда же работодателей-юрлиц обязали отчитываться по ВУ в электронном виде. Но фактически до ноября 2024 года электронный реестр не действовал. Соответственно, техническая возможность передавать в него данные отсутствовала.
С ноября 2024 года электронный реестр ВУ должен начать функционировать (п. 4 постановления правительства РФ от 19.04.24 № 506). В какой форме предстоит отчитываться работодателям? Однозначно ответить трудно. Не исключено, что бумажные отчеты придется сдавать одновременно с электронными.
На сегодняшний день официальных разъяснений по данному вопросу нет. Надеемся, что в скором времени они появятся.
Справка
Данные о лицах, подлежащих ВУ, должны поступать в электронный реестр из МВД, налоговой службы и других ведомств. Сведения, получаемые от организаций-работодателей, также будут занесены в этот реестр.
Какие отчеты сдавать в военкомат
С ноября 2024 года в электронном виде нужно сдавать следующие сведения (п. 32.1 положения № 719):
-
о принятии на работу и (или) увольнении сотрудника, подлежащего ВУ. Срок — в течение пяти дней со дня устройства или увольнения (форма из приложения № 2 к положению № 719);
-
об изменении данных о сотруднике: образование, семейное положение, должность, структурное подразделение, место жительства или пребывания, состояние здоровья. Срок — в течение пяти дней с даты изменений сведений (форма из приложения № 13 к методическим рекомендациям, утв. Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.17);
-
о гражданах, состоящих на ВУ, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на ВУ. Срок — в течение двух недель с момента поступления соответствующего запроса из военкомата (форма из приложения № 10 к методическим рекомендациям Генштаба);
-
о выявлении гражданина, не состоящего, но обязанного состоять на ВУ. Срок — в течение трех рабочих дней с даты выявления (п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ), форма — из приложения № 10 к методическим рекомендациям Генштаба.
Внимание!
Новшества не коснутся списков юношей, которым в следующем году исполнится 17 лет и которых предстоит первоначально поставить на ВУ. А также анкет, прилагаемых к таким спискам. После 1 ноября эти сведения по-прежнему нужно будет сдавать только в бумажном виде. Напомним, что ООО передают такие сведения по запросу военкомата по формам, приведенным в приложениях № 6 и № 7 к положению № 719.
Как подготовиться к переходу на электронную отчетность
Пока нет полной ясности, как именно работодатели будут направлять сведения в электронный реестр ВУ. Так, в пункте 32.1 положения № 719 сказано, что отчеты в электронном виде, подписанные УКЭП, сдаются, цитируем: «… в военный комиссариат в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг….».
Получается, что кроме сдачи через портал Госуслуг, работодателям будут доступны и другие варианты.
Но в любом случае электронная отчетность по ВУ должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью работника, ответственного за ведение воинского учета. В связи с этим компаниям-работодателям следует совершить определенные действия.
Во-первых, назначить сотрудника, который будет передавать сведения в реестр. Не исключено, что в компании за воинский учет отвечает несколько человек. Тогда сдачу электронных отчетов по ВУ можно поручить нескольким работникам.
Во-вторых, для каждого сотрудника, ответственного за передачу данных в реестр ВУ, выпустить сертификат электронной подписи. Если с реестром будет работать не директор, а другой работник, нужно оформить машиночитаемую доверенность.
Какие санкции ждут нарушителей
Нарушения, связанные со сдачей отчетности по ВУ, влекут штраф:
-
за непредоставление по запросу военного комиссариата списка юношей, которые подлежат первоначальной постановке на ВУ: для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб., для юрлиц — от 350 000 до 400 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
-
за непредоставление (несвоевременное предоставление) сведений, необходимых для ведения ВУ: для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).
Источник: Бухонлайн
Фото: Freepik