Позиция контрольных органов по тратам корпоративной картой
Корпоративной картой можно оплачивать расходы, связанные с деятельностью юридического лица. Можно принять от подотчетного сотрудника чеки на рестораны (как подтверждение расходов по корпоративной карте), если дополнительно представлены документы, подтверждающие тот факт, что это представительские расходы, а не личное потребление сотрудника.
Корпоративная карта не предназначена для личных нужд подотчетного лица. Это подтверждается, например, постановлением Четвертого ААС от 17.10.2019 N 04АП-5375/19. Суд указал, что налоговый орган пришел к правомерному выводу, что с учетом фактических обстоятельств данного дела не израсходованные на нужды организации и невозвращенные подотчетные средства, оставшиеся в распоряжении подотчетных лиц, при непредставлении документов, подтверждающих расходование физическим лицом полученных денежных средств, являются его доходом и подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ.
Можно принять от подотчетного сотрудника чеки на рестораны (как подтверждение расходов по корпоративной карте), если дополнительно представлены документы, подтверждающие тот факт, что это представительские расходы, а не личное потребление сотрудника.
Как указывалось выше, на основании п. 2.5 Положения N 266-П корпоративной картой можно оплачивать представительские расходы. При этом у организации нет необходимости вести учет расходов при УСН с объектом налогообложения «доходы». Но нужно разграничивать личное потребление и расходы в интересах организации. Поэтому мы делаем вывод, что во избежание претензий по доначислению НДФЛ и взносов представительские расходы должны быть оформлены соответствующим образом, с учетом требований НК РФ. Пунктом 2 ст. 264 НК РФ установлено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание следующих лиц:
-
представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
-
участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.
В письмах Минфина России от 05.06.2015 N 03-03-06/2/32859, от 21.10.2014 N 03-03-06/1/53004, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/535, от 01.11.2010 N 03-03-06/1/675, от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26, в письме УФНС России по г. Москве от 23.12.2005 N 20-12/95338 высказывается мнение, что расходы по проведению встречи в баре (ресторане) можно признать при налогообложении прибыли, если они носят официальный характер и экономически оправданны (например, имеются счета ресторанов, отчеты о проведенной встрече и пр., подтверждающие соответствующие расходы, понесенные во время проведения официальных деловых переговоров, при условии соответствия этих расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом к представительским расходам не относятся расходы на организацию отдыха и развлечений (п. 2 ст. 264 НК РФ).
В письме Минфина России от 19.03.2019 N 03-03-06/1/17927 разъясняется, что НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивая налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов. Это актуально и в отношении представительских и хозяйственных расходов (смотрите, например, письмо ФНС России от 08.05.2014 N ГД-4-3/8852@, письмо Минфина России от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288).
Из разъяснений специалистов финансового ведомства и налоговых органов (смотрите, например, письма ФНС России от 08.05.2014 N ГД-4-3/8852@, Минфина России от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288, УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N 21-11/113019@) прослеживается, что для документального подтверждения представительских расходов нужны документы, позволяющие квалифицировать (обосновать) затраты в качестве таковых и подтверждающие факт их осуществления.
В качестве документов первого вида могут выступать любые документы, из содержания которых следует, что те или иные приобретения использованы (будут использованы) организацией при проведении мероприятий, предусмотренных п. 2 ст. 264 НК РФ, например — приказы о проведении представительских мероприятий, сметы расходов на них, служебные записки, отчеты (акты) о представительских расходах, утвержденные руководителем организации. Состав таких документов определяется организацией самостоятельно.
К авансовым отчетам прикладываются первичные учетные документы, свидетельствующие о факте осуществления затрат на приобретении товаров (работ, услуг), например, чеки ККТ, товарные накладные, акты оказанных услуг (выполненных работ).